Печать
Евгений Бирюков
Категория: Аналитика и статьи
Опубликовано: 23 мая 2016
Просмотров: 3817

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

В книге «Прогулки по Екатеринбургу» про это здание написана всего одна строка: «На углу улиц Ленина и Пушкина находится жилой дом первых пятилеток». На самом деле он чуть старше – начал строиться в 1925, завершён через три года, а в следующем 1929-м стартовала первая пятилетка.

В 1922 году был образован Советский Союз, сперва он состоял всего из четырёх республик – Российской, Украинской, Белорусской и Закавказской. Чуть позже к ним присоединилась Среднеазиатская. В 1923-м появилась Уральская область – она объединяла Свердловскую, Челябинскую, Пермскую, Тюменскую области и Тобольский район. Центр – Свердловск. Поэтому здесь помимо районных, городских и областных администраций и партийных комитетов появились окружные органы власти. Городу нужно было соответствовать «столичным» амбициям – в 1926 году началась перепланировка Центра. На первом месте – строительство водопровода и канализации, запуск общественного транспорта, решение острого жилищного вопроса. Само собой, новой элите нужны были подходящие по рангу условия проживания.

Нашли подходящее место – недалеко от Екатерининского собора находился дом № 36, когда-то принадлежавший протоиерею Иоанну Знаменскому (сам он умер ещё в 1910 году). Частный деревянный дом («с мезонином, флигель на Колобовскую улицу и каменные службы») решили снести и построить здесь первый дом Горсовета.

В 1925 году в Свердловск приезжает опытный архитектор Сигизмунд Домбровский. Воспитанник академической (петербургской) школы, он тем не менее не чужд и новым – конструктивистским – веяниям. С ним помощница – инженер-планировщик Наталья Бойно-Радзевич. Вместе они придумали новую планировку города – вертикальную, обособление площадей, озеленение кварталов и обустройство поймы реки Исети.

В 1930-е годы архитектурно-планировочная мастерская Домбровского и Бойно-Радзевич причислила Свердловск к высотным городам, «небоскрёбы» выросли уже до 12 этажей. Появился целый ряд «горсоветовских» домов: 2-й – на ул. Пушкина, 9; 3-й – на ул. Декабристов, 16; 4-й – на пр. Ленина, 5; 5-й – на ул. Вайнера, 7. Фактически это комплексы зданий с обособленными внутренними дворами.

Сигизмунд Владиславович Домбровский окончил Высшее художественное училище при Петербургской Академии художеств в 1914 г. В начале XX века Домбровский работал в Одессе, Киеве, Варшаве, Ленинграде, Ярославле, Павловске. С 1927 года – в Свердловске. Один из первых внедрил идеи конструктивизма в архитектуре нашего города. В 20–30-х гг. проектирует жилые комплексы – дома Горсовета. В 1931 году под его руководством началась работа по составлению плана «Большой Свердловск». Вместе со скульптором М. Харламовым стал автором памятника Свердлову.
Наталья Аркадьевна Бойно-Радзевич занималась проектами благоустройства проспекта Ленина, площадей 1905 года, Труда, Парижской Коммуны, улиц Пушкинской и 8 Марта. Принимала участие в разработке генерального плана Большого Свердловска (1936–1937 гг.), руководила работами по планировке районов Уралмаша и Втузгородка (до 1941 г.). Эффектная и красивая блондинка, она никогда не была замужем, связала свою судьбу с Домбровским, пережила его на год – погибла по трагической случайности от пожара из-за непотушенной сигареты…

В самом начале 1928 года газета «Уральский рабочий» публикует серию статей «Столица Урала. Вчера. Сегодня. Завтра».

«Вчера» было всё плохо – захолустный город.

Сегодня «…на душу свердловского населения приходится 4,1 кв. метра жилплощади – этого слишком мало… Идёт рост городского населения (перед революцией в Екатеринбурге жило около 80 тыс. человек, в 1926-м – 140 тыс. – прим. ред.), увеличивается ассигнование на коммунальное домостроение… Заканчивается постройка трёх крупных небоскрёбов, которых не постыдились бы и наиболее благоустроенные города Европы».

Завтра «в гранит оденется Исеть, и многочисленные мосты повиснут над её водами. В подземные трубы упрятаны будут речки Малаховка, Мельковка и прочие рассадники заразы. Предполагается разбить девять скверов за счёт уменьшения площади рынков (останется один Центральный оптовый и пять районных с мелочной торговлей). Свердловск может из первобытного состояния пробиться к рангу городов европейского типа».

В июне того же 1928 года «Уральский рабочий» публикует снимок: «Заканчивается отделка дома Горсовета на улице Ленина, 36. К сентябрю предполагается оборудовать 67 квартир». Этот пятиэтажный дом стал для Свердловска не только первым высотным домом, но и начал серию многоквартирных домов секционного типа с удобной планировкой квартир – со встроенными шкафами, кухнями, санузлами и ванными. Кстати, знаменитое стихотворение Владимира Маяковского «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру» часто приписывают к дому № 5 на проспекте Ленина (1930). Однако поэт в Свердловске был в январе 1928 года, как раз, когда открыли Первый дом Горсовета, так что речь скорее всего шла о квартире в нём: «Во – ширина! Высота – во! Проветрена, освещена и согрета». И ванная «белее лунного света, удобней, чем земля обетованная… Как будто пришёл к социализму в гости…». Излишне говорить, что краеведы никакого литейщика Козырева так и не нашли, да и получить квартиру простому человеку, литейщику, в доме Горсовета было нереально. Хотя возле Плотинки тогда находился завод «Металлист» с литейным цехом.

Снаружи дом украшала советская символика – гербы с колосьями, серпом и молотом плюс чертёжные инструменты архитектора. Первый этаж отдали под предприятия общественного обслуживания – «Мужская парикмахерская», «Кафе молочное», принадлежащее кустарно-промысловой артели «Домашняя хозяйка», магазин «Снабосоавиахима» (военизированный), «Русские самоцветы» (изделия из уральских камней) и «ТЭЖЭ» (театральная парфюмерия). Магазины со временем не раз меняли свой профиль. Вот только одна череда: «Госиздат» – «Техническая книга» – «Художественный салон» – «Планета» (плакаты, открытки, периодика) – «Цветы» – «Косметика». Кстати, в окнах этого помещения в 1963 году впервые в городе были выставлены плакаты с городской фотохроникой, чуть позже они «переехали» к почтамту.

Сегодня весь первый этаж занят магазинами и кофейнями – место проходное, самый Центр. Здесь и банк, и туристические услуги, парфюмерия, салоны красоты, есть даже магазин экзотической одежды и аксессуаров. Совсем не осталось печатной продукции – сегодня на этот товар спрос меньше, чем на экзотическую одежду.

Фасад, несмотря на то, что здание – памятник архитектуры федерального значения, особым шиком не блещет, глаз цепляется только за необычные, треугольной формы балконы. Ингода – застеклённые, иногда – нет. Да и стеклили балконы кто во что горазд. Есть даже блоки кондиционеров, которые на исторических зданиях и на фасадах, смотрящих на гостевые маршруты, размещать категорически запрещено. На крыше – древние телевизионные антенны, и это в эпоху цифровых технологий!..

Когда-то в доме было семь парадных, сегодня осталось четыре жилых подъезда. Изначально почти все большие квартиры (3–4-комнатные), площадью от 75 до 106 кв. метров в угловых подъездах были коммунальные. К концу 1990-х большинство расселены, но до сих пор встречаются предложения купить здесь комнату.

По словам риэлторов, квартиры в этом доме спросом пользуются, но без ажиотажа. Зданию всё-таки скоро «стукнет» 90 лет, коммуникации в плохом состоянии, капитальную перепланировку жилья делать нельзя (ну, вы понимаете, что можно, только за отдельные деньги!), под окнами – оживлённая магистраль круглые сутки и трамвай с раннего утра до позднего вечера. Поэтому цены на квартиры здесь высокие, но не запредельные – самое дорогое предложение было в 2008 году, 4-комнатную квартиру чуть больше 100 «квадратов» продавали за 8,4 млн рублей. В прошлом году некоторое время предлагали большую «трёшку» (130 квадратных метров с кухней площадью аж 30 «квадратов») за рекордные 9,5 миллионов.

Первый дом Горсовета является образцом советского жилищного строительства конца 1920-х годов. Возведен в формах конструктивизма.
Пятиэтажный, Г-образный в плане объем здания размещен по периметру северной части одного из центральных кварталов Екатеринбурга, в месте пересечения проспекта Ленина с улицами Пушкина и Толмачева, имеет угловые акценты в виде прямоугольных угловых балконов.
Северный главный фасад с витринами магазинов размещен по красной линии проспекта Ленина. Восточный, наиболее протяженный, выходит на улицу Толмачева. Западный фасад обращен к площади Труда.
Уличные фасады здания аналогичны, строятся на поэтажных рядах окон и треугольных балконов с ограждениями в виде металлических прутьев, образующих вертикали. Участок стен, где расположены балконы, заглублен в форме вертикальной ниши, выявлен цветом и продолжен над карнизом в форме прямоугольного декоративного фронтона с лепным изображением герба.
Фасад по проспекту Ленина имеет большие витринные окна в 1-м этаже, чередующиеся с входами. Завершаются фасады карнизами небольшого выноса. Гладкие дворовые фасады ограничивает пространство двора, они представляют собой плоскости с поэтажными рядами окон и выступающими объемами лестничных клеток. Торцы здания – гладкие глухие стены. Здание имеет в первом этаже семь сквозных проходов, соответствующих количеству секций в его планировочном строении. Лестничные клетки примыкают к дворовому фасаду. Из книги
«Свод памятников истории и культуры Свердловской области».